Каширина Е.В.
|
|
Современное российское общество вступило в фазу активного информационного развития. Это связано, в первую очередь, с бурным развитием сетевых технологий. Методы и процедуры, при помощи которых пользователь получает информацию, быстро изменяются. Несмотря на изменение характера информации, пользовательского интерфейса и интерфейса передачи данных, становящихся все более совершенными, но и более сложными, остается открытым вопрос: как человек может наиболее эффективно использовать возможности доступного ему инфопространства, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать для этого. Источниками информации для пользователя служат разнообразные информационные объекты: тексты, изображения, звукозаписи, информационные системы (библиографические, фактографические, полнотекстовые), средства создания информационных ресурсов (программные продукты) и другие материалы, а также звуковые сообщения (слухи, высказанные мнения и проч.). В качестве информационного объекта будем рассматривать любой объем информации, закодированной тем или иным способом и предназначенный для восприятия сознанием субъекта информационного взаимодействия. Информационный объект, записанный на материальный носитель, будем называть документом. Таким носителем могут быть как память компьютера, так и обычная бумага. Закодированная информация может носить самый разнообразный характер: текстовая, звуковая, графическая, ведутся поиски способов кодирования запахов, тактильных ощущений. Информационные объекты, с одной стороны, и технические средства обработки информационных объектов, с другой, – формируют современное информационное пространство. Если информационный объект может быть использован в тех или иных целях, говорят об информационном ресурсе. Появление глобальной компьютерной сети перевело на новый уровень процессы информационного взаимодействия в обществе, расширило доступную индивиду сферу информационного пространства. Важнейшую роль в структуре информационного пространства играют информационные системы (как фактографические, так и библиографические). Особое место среди таких систем занимают электронные библиотеки научной информации, которые хранят не только библиографическую информацию (т.е. информацию о книге, статье), но и полные тексты научных работ. В электронные библиотеки могут быть заложены каталожные и библиографические базы данных (БД). При этом БД, хранящие третичную информацию, например, указатели цитирования или БД справочных данных, делают поиск информации более эффективным, но требуют от пользователя особых навыков и усилий. Всемирная компьютерная сеть предоставляет доступ к различным информационным системам из любой точки земного шара. Часто говорится, что Интернет представляет собой самую большую библиотеку в истории человечества. Точно так же Интернет можно считать самой запутанной библиотекой из всех когда-либо существовавших библиотек. Выработка методов использования ресурсов автоматизированных информационных систем требует усилий и времени. Эффективность использования ресурсов современного информационного пространства неразрывно связана со степенью развитости информационной культуры личности, формирующейся и развивающейся в этом пространстве. На протяжении последних двадцати лет в педагогической литературе широко обсуждаются вопросы, связанные с формированием информационной культуры и компьютерной грамотности. Акценты содержания этих понятий с течением времени менялись от развития алгоритмического стиля мышления как основы программирования к владению информационными технологиями решения задач в различных сферах деятельности. Информационная культура как цель обучения и воспитания может быть представлена в виде свода правил поведения человека в информационном компьютеризованном обществе, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Современный человек должен уметь учиться при помощи электронных инструментов, осознавая при этом увеличение собственной ответственности за результат своего обучения. Анализ поведения человека в информационном пространстве позволил выделить следующие элементы информационного поведения: осознание необходимости информации и формулирование информационной цели; поиск объекта, обладающего информационным ресурсом; оценка достоверности полученной информации; использование информационного ресурса. Методологическим значением для педагогической науки обладает подход к исследованию информационной культуры как специфической интеллектуально-функциональной системы жизнеобеспечения личности в информационном пространстве. Личности, чтобы стать полноправным членом информационного общества, необходимо приобрести новое качество, определяющее ее способность к информационному взаимодействию, включая взаимодействие, опосредованное компьютером. Среди качеств, составляющих информационную культуру личности, с уверенностью можно выделить две группы: интеллектуальные и предметно-операциональные. К интеллектуальным относятся: способность порождать смысл (формулировать мысли); осознание и формулирование информационных потребностей; навыки системного анализа информационных объектов. К предметно-операциональным относится владение техническими средствами, помогающими выполнять операции с данными, представляющими информацию. Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого человека к огромному количеству информации. Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, человек должен быть подготовлен сразу в двух направлениях: владеть современными технологиями работы с информацией; обладать определенными интеллектуальными качествами. В нашей стране долгое время основной целью обучения информатике в школе являлась выработка алгоритмического стиля мышления у учащихся. Сегодня основным интеллектуальным качеством человека, определяющим его успешность в информационном мире, следует считать его способность вырабатывать информационные модели. Основным методологическим подходом к информационному моделированию является системный подход, предполагающий исследование структуры и способов взаимодействия структурных элементов информационного объекта. Методические основы такого исследования следует искать в практике традиционного библиографирования. Существование непрерывно расширяющегося информационного пространства, охватывающего разнообразные области человеческой деятельности, является объективной реальностью. Знание о средствах и правилах оперирования информацией является фундаментальной методологией эпохи информатизации. |